Ремонт датчика положения заслонки дросселя (1.2, 2005, АКПП)

Модераторы: nserge, gagag65, maxbazarov

Ответить
panda_optical
Пандовод
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 14 апр 2016, 22:46
Откуда: Краснодар

Ремонт датчика положения заслонки дросселя (1.2, 2005, АКПП)

Сообщение panda_optical »

В один прекрасный день Панда порадовала меня значком ошибки двигателя. Подключив сканер (связка ELM327 + Bluetooth) я обнаружил попеременно выскакивающие коды ошибок P1221, P1222, P1300. Поняв, что дело в датчике положения заслонки я решил снять этот блок и изучить его устройство.
Устройство датчика не порадовало – резистивное напыление на пленке, по которому скользят щетки, закрепленные на оси вращения заслонки. Напыление не вечное и в моем случае начало протираться. Слегка изменив положение усиков щеток и почистив внутреннее пространство от пыли собрал блок и установил его на место. Сбросил ошибки и продолжил кататься. Данного вмешательства хватило примерно на 9000 км. Ошибка появилась вновь.
Разбор показал, что под некоторыми усиками резистивный слой протерся до основания. Попытка подогнуть усики щеток еще раз привела к отламыванию нескольких из них. Стало понятно, что косметический ремонт уже не поможет. Второй итерацией была попытка заменить щетки полностью.

Изображение

Сразу скажу, что это был тупиковый вариант. Датчик фактически является двухканальным и рассогласование выходных напряжений (а их сумма должна быть равна 5В) сразу приводит к ошибке Р1300. Поэтому подобрать положения щеток оказалось той еще задачей.
Эксплуатация с новыми щетками продлилась 3 дня. Щетки оказались слишком грубыми и резистивный слой протерся. Далее было два пути – покупать блок сервопривода заслонки целиком (совершенно негуманная сумма) или попробовать адаптировать какой-либо бесконтактный датчик, например от отечественных ВАЗ. Поиск информации и изучение фотографий внутренностей датчиков позволил обнаружить, что в датчике 36.3855 производства ОАО «Автоэлектроника» г. Калуга устанавливается сенсор KMA200, имеющий два канала, полностью подходящий для работы с контроллером в Панде.
Датчик был найден, куплен и сразу разобран. И тут меня ждало разочарование – я обнаружил одноканальный сенсор KMA210. Искать и разбирать другие датчики было бы накладно, поэтому я решил работать с тем, что есть. Задача разбивалась на два этапа: 1. Получить из одноканального датчика двухканальный добавив в качестве второго канала инвертированную относительно 2.5 В функцию первого канала. 2. Разместить новую конструкцию на корпусе блока и магнит на оси заслонки минимизировав вмешательства в конструкцию.
Первая задача решилась достаточно просто. Была приобретена микросхема MAX4242, содержащая 2 операционных усилителя (ОУ) с характеристикой выхода R-to-R (это означает, что выходной сигнал может меняться от минус питания до плюс питания). Дополнительно эта микросхема имеет маленький корпус uMAX и может работать при однополярном напряжении питания от 1.8 до 5.5 В.
Собранная схема и фото готового устройства, закрепленного на корпусе, показано на рисунках.


Изображение
Изображение

Процесс позиционирования предполагал закрепление магнита на оси заслонки. Для установки магнита в пластиковом хвостовике оси была пропилена щель, в которой и закреплен с помощью эпоксидки магнит.

Изображение

Задача точного позиционирования решалась уже на машине. С помощью сканера наблюдалось значение угла положения заслонки (при выключенном двигателе). Опытным путем обнаружено, что нормальным является положение 6.5 – 7 градусов. Иные значения при повторном включении зажигания опять приводили к ошибке Р1300. Окончательно сенсор был зафиксирован относительно основной платы с операционными усилителями жесткой пайкой крепящих проводов.
Изображение

Отдельно стоит рассмотреть вопрос подключения изготовленного датчика к разъему старого. Так как целью была минимизация конструктивных изменений, то я решил подключиться к контактам в корпусе старого датчика, к которым прижимались контакты гибкой полоски с резистивным старым датчиком. Оказалось, что по размерам идеально подходит контактная площадка с пружинными контактами из USB разъема (female). Четыре провода, идущие от этой контактной площадки, через отверстия в корпусе были выведены к плате с ОУ. Герметизация отверстий выполнена эпоксидкой.

Изображение

После сборки, установки и сброса ошибок из памяти была выполнена процедура адаптации (3 раза разогнать двигатель до 6000 оборотов), что погасило мигающий индикатор “Check engine”.
После тестовой эксплуатации печатная плата с элементами была покрыта лаком и эпоксидкой.
Аватара пользователя
zanuda
Главный Пандовод всея Руси
Главный Пандовод всея Руси
Сообщения: 1717
Зарегистрирован: 27 авг 2008, 10:32
Откуда: Санкт Петербург
Контактная информация:

Re: Ремонт датчика положения заслонки дросселя (1.2, 2005, А

Сообщение zanuda »

Фундоментально. Кроме способности картинки вставлять. Но труд достоин уважения потому поправил
Изобретая вечный двигатель подумай как его остановить потом
panda_optical
Пандовод
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 14 апр 2016, 22:46
Откуда: Краснодар

Re: Ремонт датчика положения заслонки дросселя (1.2, 2005, А

Сообщение panda_optical »

Спасибо. Может, кому пригодится. А с картинками - надо было, конечно, поискать инструкцию по формированию темы, если она есть.
Аватара пользователя
gagag65
Пандовод со стажем
Сообщения: 2518
Зарегистрирован: 27 июн 2009, 12:58
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Ремонт датчика положения заслонки дросселя (1.2, 2005, А

Сообщение gagag65 »

Просто изменить размер выкладываемого фото на хостинге.
П.С. Укажите, пжл, в Личных данных откуда Вы
Изображение
Аватара пользователя
triff
Пандовод со стажем
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 29 мар 2009, 18:07
Откуда: Краснодар

Re: Ремонт датчика положения заслонки дросселя (1.2, 2005, А

Сообщение triff »

panda_optical Молодец!!!
панда 1.2 робот 2008 г.
Аватара пользователя
Stason
Пандовод со стажем
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 26 фев 2013, 18:04
Откуда: Москва, СВАО

Re: Ремонт датчика положения заслонки дросселя (1.2, 2005, А

Сообщение Stason »

Потрясающе!
Сам каждый раз поражаюсь нежеланию буржуев делать бесконтактные датчики в узлах, где контакты работают в небольшом диапазоне углов и в конечном итоге просто протирают нежные дорожки. При этом денег за такие узлы хотят как за целый компьютер!
Zhenya_pro
Пандовод
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 дек 2010, 21:16
Откуда: Харьков

Re: Ремонт датчика положения заслонки дросселя (1.2, 2005, А

Сообщение Zhenya_pro »

Всем привет!
Мучаюсь с датчиком положения ДЗ уже давно (20т км), три раза подгинал на резисторе лапки, но увы вчера Р1220.
Сегодня купил KMA200, по рекомендации ТС, цена примерно 20 уе в Харькове и исследовал его, действительно он с завода в режиме 1, выход 1 прямой а выход 2 инверсный.
Его по идее можно напрямую подключить к компу панды. Пока задумался над физической установкой, чтобы можно было подрегулировать.
Фото будут позже, как вариант второго решения проблемы, без операционника и схем обвязки.
sherlock999khz
Пандовод
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 17 авг 2022, 22:47

Re: Ремонт датчика положения заслонки дросселя (1.2, 2005, АКПП)

Сообщение sherlock999khz »

Здравствуйте, обращение к автору темы или к тому кто повторил данную переделку, не совсем понятно без изображений, так сказать без подробностей, можно ли сюда скинуть или в личку на почту фото
Ответить